• АНАТОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ И ОБЪЁМНОМ ГРИМЕ

    ТЕМА: «АНАТОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ И ОБЪЁМНОМ ГРИМЕ»

    В предлагаемом мной материале изложены основные темы, которые должен знать гримёр на начальном этапе изучения своей профессии. А также таблицы и приёмы исполнения различных мимических выражений.

    В данной материале я хочу показать, чем может помочь анатомия в его работе, темами о строении костей, механике их сочленений, и о двигателе костного аппарата-мышцах.

    Алвердиева С.А.




    Аннотация
    Нужно ли гримёру изучать анатомию? Ответ может быть только один – конечно, нужно. Как это ни покажется странным, всякое искусство основывается на науке. Мог ли, например, средневековый зодчий создать такое чудо, как готический собор, не опираясь на свод фундаментальных и разнообразных знаний, удивительных для того времени? А музыка – и композитору, и скрипачу, и пианисту, и певцу нужно много лет тщательнейшим образом изучать такие науки, как теория музыки, гармония, контрапункт, полифония.Приступая к работе гример должен тщательно изучить человека.Уметь подметить все характерные черты строения головы и отдельных ее частей у данного лица, установить, как говорят, индивидуальные ее особенности.




    Анатомические основы в художественном и объёмном гриме
    3.1.Череп и его строениеЧереп по своему анатомическому строению разделяется на мозговой череп и кости лица.Мозговой череп или черепная коробка образована костями лобной, височными, теменными и затылочной (решетчатая и клиновидная помещаются внутри черепа и участия в пластической форме не имеют). В зависимости от того, как срастаются в своих швах кости, образуется та или иная форма черепа, благодаря чему форма головы принимает вид круглоголовой и длинноголовой, седлообразной и башнеобразной.Кости затылочная и теменная обычно покрыты волосами, и их характерная форма редко выступает, но с особенностями их строения приходится считаться при изображении лысой головы. B этом случае следует обратить внимание на форму затылочной кости, которая определяет выпуклость задней части черепа, или круто спускающейся вниз или оттягивающейся назад; при этом теменные кости выявляют свою более выпуклую часть, так называемый теменной бугор.Резкое изменение и подчеркивание этих особенностей строения черепной коробки передается в гриме посредством клееных жестких париков.Височные кости образуют боковые части мозгового черепа, граничат спереди с лобной костью, сверху — с теменными, сзади — с затылочной и снизу с отростком скуловой дуги. Это пространство образует так называемую височную впадину.Височная впадина. Знание ее границ, умение подчеркнуть или маскировать имеет большое значение в гриме. Особенное значение имеют расположенный у виска отросток скуловой дуги и граница между лобной и височной костями, так называемая «лобная полукруглая линия, которая при лысой голове выявляет весь свой характерный вид и представляет собой почти замкнутый круг вокруг слухового отверстия.Лобная кость, являясь фронтальной, принимает участие в формировании лица, и все особенности ее строения отчетливо видны. Лобная кость похожа на выпуклую створку раковины. Верхняя часть кости несколько выступает вперед, образуя два симметричных выступа — лобные бугры и внизу от отростка нос и над глазничными впадинами два как бы «полулунной» формы валика — надбровные дуги. Величина надбровных дуг и лобных бугров бывает различна (в общем они бывают менее сильно развиты у женщин). Между надбровными дугами и лобными буграми образуется ромбовидная площадка, имеющая иногда вид довольно отчетливо видимой впадины, так называемое надпереносье. Книзу от надпереносья, лобная кость переходит в отросток, который, соединяясь с костями носа, образует переносье, имеющее форму то широкого, то узкого, более вогнутого и т. д.Среди различных форм переносья следует отметить так называемый греческий профиль. Сущность его состоит в том, что линия профиля лба, почти не вдаваясь у корня носа, прямо переходит в прямую спинку носа; кроме того вся линия приближается к вертикальной. Имело ли греческое искусство для своего профиля лица прообраз в действительности? По мнению Кампера, греческий профиль в своей самой совершенной форме есть плод фантазии древних скульпторов, не имеющий ничего подобного себе в природе. По мнению других, встречаются и среди современных дам обитателей Кавказа и Армении отдельные лица с более или менее отвесной линией (профиля носа и лба и с чуть намеченной впадиной переносья.Верхнеглазничный край лобной кости по краям переходит в скуловые отростки, соединяющиеся со скуловыми костями, образуя скуловые дуги.Характерные особенности височных и лобной костей в гриме передаются, главным образом, живописными приемами.Кости лица составляются из следующих частей: верхняя челюсть, нижняя челюсть, скуловые кости и кости носа.Верхняя челюсть имеет отростки: скуловой, зубной и носа, последний вместе с костями носа образует костный его остов, книзу от которого лежит грушевидное отверстие. Зубной отросток своей величиной, а также формой и характером расположения зубов влияет на характер верхней губы.На самом теле верхней челюсти имеется углубление — щечная ямка, которая является как бы основанием впадины под скулами и отчетливо видна у худощавых людей. Скуловые отростки, соединяясь со скуловыми частями, вместе со скуловыми отростками лобной кости образуют скуловые дугиСкуловые дуги определяют ширину лица и придают определенный характер общей пластической форме лица. Верхними своими краями скуловые дуги образуют нижние границы глазничных впадин.Общий выступ скулы натягивает кожу лица, образует под скулой впадину, более или менее сильно выраженную у худощавых людей, у полных же людей, у которых выступ скуловой кости округлен, отчетливо видна только граница между щекой и виском.Нижняя челюсть представляет собой тело, от которого отходят боковые ветви, которыми нижняя челюсть сочленяется в суставной ямке с верхней челюстью. На теле нижней челюсти мы имеем подбородочный бугор, определяющий форму подбородка лица.Ветви нижней челюсти отходят от тела под углом, который отчетливо выступает у шеи. Этот угол меняется с возрастом человека, приближаясь и прямому в зрелом возрасте; в старости, при выпадении зубов и смещении челюсти линия ветвей нижней челюсти принимает новое характерное косвенное направление.Череп в разобранном видеЧереп. Вид спереди и сбоку
    Череп. Анфас.1.Лобная кость.2. Височная. 3. Скуловая. 4. Верхняя челюсть.
    5. Нижняя челюсть. 6. Надбровная дуга. 7. Полукружная височная линия
    8. Надпереносье. 9. Передняя носовая кость. 10 Собачья ямка.
    11. Подбородочный бугор.Череп. Профиль.1. Лобная кость. 2. Теменная кость. 3. Височная линия. 4. Височная кость
    5. Затылочная кость. 6. Сердцевидный отросток. 7. Скуловая дуга.
    8. Скуловая кость. 9. Верхняя челюсть. 10. Нижняя челюсть.
    11. Угол нижней челюсти. 12. Передняя носовая кость. 13. Носовая кость.






    Череп. Вид спереди.Череп. Три четверти.Особенности строения черепа новорожденногоСоотношение размеров частей черепа новорожденного с длиной и массой его тела иное, чем у взрослого.Череп ребенка значительно больше, а кости черепа разобщены. Пространства между костями заполненыпрослойками соединительной ткани или неокостеневшего хряща. Мозговой череп по размеру существеннопреобладает над лицевым. Если у взрослого соотношение объема лицевого черепа к мозговому составляетпримерно 1 : 2, то у новорожденного это соотношение 1 : 8.
    Главной отличительной особенностью черепа новорожденного является наличие родничков.Роднички — это неокостеневшие участки перепончатого черепа (desmocranium), которые располагаются вместах формирования будущих швов.
    На первых этапах развития плода крыша черепа представляет собой перепончатое образование,покрывающее головной мозг. На 2—3-м месяце, минуя стадию хряща, формируются костные ядра, которыевпоследствии сливаются друг с другом и образуют костные пластинки, то есть костную основу костей крышичерепа. К моменту рождения между сформировавшимися костями сохраняются участки узких полос и болеешироких пространств — родничков. Именно благодаря этим участкам перепончатого черепа, способнымзападать и выпячиваться, происходит существенное смещение самих костей черепа, что обеспечиваетвозможность прохождения головы плода по узким местам родовых путей.
    Передний, или большой, родничок (fonticulus anterior)имеет форму ромба и располагается в местесоединения лобной и теменных костей. Полностью он окостеневает к 2 годам. Задний, или малый, родничок(fonticulus posterior) (рис. 89) находится между затылочной и теменными костями. Он окостеневает уже на 2—3-й месяц после рождения. Клиновидный родничок (fonticulus sphenoidalis) (рис. 89) парный,располагается в переднем отделе боковых поверхностей черепа, между лобной, теменной, клиновидной ивисочной костями. Он окостеневает практически сразу после рождения. Сосцевидный родничок (fonticulusmastoideus) (рис. 89) парный, располагается кзади от клиновидного, в месте соединения затылочной, теменной и височной костей. Окостеневает в одно время с клиновиднм.





    Внимание! Материал на нескольких страницах. Листайте дальше!
    Комментарии 2 Комментарии
    1. Аватар для Арабеска
      Арабеска -
      Спасибо большое! Тема очень актуальная!
    1. Аватар для солмаз
      солмаз -
      ))