PDA

Просмотр полной версии : Статья про помаду (Ника Баришполец)



Малинка
20.08.2010, 08:48
ЗГ «Ваш нежный рот – сплошное целованье»
По утверждению французских ученых, среднестатистический мужчина в течение жизни съедает с женских губ около 8 килограммов помады, а самые темпераментные – и все 12 кг. Можно лишь догадываться, сколько же помады «употребляет в пищу» женщина.
Остается только порадоваться тому, что сегодня помада отвечает всем гигиеническим требованиям и для здоровья безопасна. Так что современным красоткам и их кавалерам повезло. А вот их предшественникам не позавидуешь – именно такой вывод невольно делаешь после краткого экскурса в историю помады.

ПЗ История соблазнения
Точной даты рождения помады не знает никто. Известно, что в глубокой древности люди увлекались нанесением красок на тело, но рисунки на теле носили ритуальный характер, а значит, не могут в полной мере считаться прототипом современного макияжа.
Одними из первых пользоваться помадой начали древние египтянки. Формула ее была похожа на современную: в состав входили животный жир и натуральные пигменты. А вот назначение было прямо противоположным – помаду использовали для того, чтобы губы сливались по цвету с кожей лица и образовывали лишь изящный рельеф. О том же, насколько серьезно египтянки относились к макияжу, свидетельствуют футляры из-под помады, найденные археологами в гробницах, в числе других предметов первой необходимости.
Не пренебрегали помадой и представительницы столь развитых цивилизаций, как Древняя Греция и Рим. Правда, изначально в Греции помада была достоянием простого народа: аристократки считали зазорным искажать свои прекрасные лица. Но интерес к помаде рос день ото дня; появился даже миф о том, что помадой пользуется прекраснейшая из богинь Афродита. Местные умельцы начали производить для помады изящные золотые коробочки и специальные палочки для ее нанесения. Современные косметологи оценили бы столь гигиеничную упаковку. Но увы – именно она зачастую несла владелице смерть: достаточно было пары капель яда, подлитого соперницей или завистницей.
Древнегреческую моду на помаду, вместе с другими достижениями культуры, унаследовал Древний Рим. По мере захвата римскими легионами земель Европы помада приобретала всю большую популярность. Но стоило великой империи пасть, как и помада тут же была забыта.
В Средние века помада все так же принадлежала прекраснейшим. Жаль только, что прекраснейших то и дело объявляли ведьмами и сжигали на костре – причем одно использование помады полностью доказывало вину бедной женщины. Так святая инквизиция заставила женщин забыть о помаде вплоть до эпохи Возрождения. Но не мужчин: они подчеркивали контуры губ, которые плохо просматривались за пышными усами и бородой.
ПЗ ХХ век: время расцвета
Настоящий расцвет популярности помада пережила в начале XX века.
В 1883 году на Всемирной выставке в Амстердаме новинка от французских парфюмеров произвела фурор. Вокруг стенда с помадой на основе оленьего жира собирались толпы женщин. В их числе – знаменитая актриса Сара Бернар. Звезда сцены пришла в восторг от помады ярко-вишневого оттенка, немедленно приобрела ее и даже дала ей свое название "Stylo d'Amore", что означает палочка, или карандаш любви. Так Сара Бернар стала первым, хотя и неофициальным, рекламным лицом продукта. Ее любовь к помаде была столь искренней и бескорыстной, что многие дамы заинтересовались новинкой. Но… чтобы соответствовать яркому образу, нужно быть звездой. Светские красотки довольно быстро отказались от губной помады, назвав ее принадлежностью клоунов, провинциальных актрис и дам полусвета. Возможно, их смутил откровенный эротизм нового макияжа. А может быть, высокая цена продукта (3 грамма помады стоили в пересчете на сегодняшний день около 75 долларов).
И это притом, что первые производители не тратились на упаковку: палочка помады просто заворачивалась в лоскуток шелка. Сегодня же стоимость упаковки составляет едва ли не половину стоимости всего продукта. Прототип современного футляра производства французской компании Guerlain впервые появились в продаже в 1915 году в США. А привычный для нас тюбик с выдвижным стержнем появился несколько лет спустя, во Франции. Свой продукт французы назвали "Rouge Baisеr" (Красный поцелуй).
В 20-е годы помада благодаря доступной цене становится массовым продуктом, а кинематограф возвращает ей добрую славу. Звезды немого кино Аста Нильсен и Глория Свенсон одними из первых показали с экрана, какими должны быть желанные «губы для поцелуя». Чтобы помочь их рядовым современницам выглядеть не хуже, изобретательные предприниматели начали выпускать специальные шаблоны, с помощью которых женщина без труда могла примерить к себе ту или иную форму губ. Так что «сексапил номер 5», прикладываемый к звездным губам Любови Орловой, и знаменитое «такие губы сейчас не носят» – это не выдумки режиссера Александрова, а реальные будни наших бабушек.
А в Европе и Америке стали открыватся первые косметические «бары» в салонах красоты, где рекламировали и предлагали губную помаду для губ. От желающих попробовать новинку не было отбоя.
В том же 1920 году свою первую помаду выпустила Елена Рубинштейн. Главной сенсацией стала цена помады – всего 2 доллара! Правда, в цветовой гамме было всего три оттенка: темный, средний и светлый.
Жительницам Берлина повезло больше: в институте красоты Элизабет Арден был представлен «ансамбль помады», состоявший уже из шести тонов, различающихся тонкими нюансами. К сороковым годам диапазон оттенков губной помады стал намного шире, в полном соответствии с изменчивой модой.
ПЗ Прогресс и традиции
В связи с дефицитом оттенков помады первой установилась мода на форму губ. С 20-х по 40-е годы было модно рисовать маленькие губы, выделяя только центральную часть. Помада была темной и помогала зрительно уменьшить размер рта. Формы нанесения имели драматические названия. Так, мэтр голливудского макияжа Макс Фактор создал «Бутон розы». Формы «Укус пчелы» или «Губы вампира» не давали помаде впитываться в тональный крем. Губы с четко очерченными уголками назывались «Дуга Купидона».
После войны женщины стремились сделать свой облик более ярким – стал популярен совсем другой тип внешности. В моду вошли объемные, акцентированные губы.
В середине прошлого века производство помады вошло в индустриальную фазу. В 1949 году американцы сконструировали машины, автоматически вставляющие палочку помады в тюбик. Вскоре это изобретение пришло и в Европу. Но и тогда, и по сей день при выпуске помады класса люкс эта операция производится вручную. Таким образом, за одну рабочую смену выпускается всего 1000 таких тюбиков – для сравнения, каждая из машин-автоматов производит за свой рабочий день по 12 тысяч «красных поцелуев».
ПЗ В основе красоты
Качественная губная помада должна отвечать ряду требований. Она должна хорошо храниться и комфортно наноситься, быть стойкой и мягкой, а самое главное – безвредной. Чтобы все эти требования были соблюдены, химикам пришлось немало потрудиться. Так что историю помады можно с полным правом назвать историей химических открытий. Благодаря удачным экспериментам технологов в моду входили все новые цвета и фактуры помады.
Много веков назад для окрашивания губ использовали красители растительного происхождения в смеси с восками и маслом. Современная губная помада – это более сложная смесь: к воскам, жирам и пигментам добавлены отдушки, вкусовые добавки, антиоксиданты, консерванты, питательные компоненты и солнцезащитные фильтры. А вот чего нет в составе современной помады – это воды.
Декоративная помада включает две основные части - основу и красящую смесь. Основа помады состоит из структурообразующих элементов: восков, жиров, масел, пленкообразующих компонентов. Чем лучше подобраны вышеуказанные компоненты, тем мягче и нежнее структура помады.
Пластические свойства (а проще говоря, твердость) стержня помады определяет воск. Чаще всего применяются канделильский, карнаубский, пчелиный, церезин, парафин, микрокрасталлические и силиконовые воски.
Фавориты создателей помады – карнаубский и канделильский воски. Первый получают из бразильских пальмовых деревьев Copernia cerifera, второй – из листьев травы канделлилы, произрастающей в Мексике. Так же популярен пчелиный. Употребляется также спермацет, а так же концентрат, получаемый вымораживанием жира кашалота. Он придает помаде пластичность, способствует восстановлению нежной кожи губ. Важный компонент губной помады – ланолин. Но в современной косметической промышленности его используют не в чистом виде, а модифицируют до необходимых веществ.
Помимо восков, в основу помады входят растительные масла. В них прекрасно распределяются перламутровые частицы и красящие вещества. Из растительных масел наиболее подходящим для этих целей является касторовое масло, которое, помимо других ценных свойств, еще устойчиво к окислению и обладает питательными свойствами. Выбирая помаду, присмотритесь к составу продукта: касторовое масло придает помаде больший блеск, чем другие (вазелиновое, ланолиновое). Другие натуральные масла включаются в состав благодаря их выраженным питательным свойствам.
Краситель – еще один «исторический» элемент формулы помады. С глубокой древности до 20-х годов прошлого века, пока помада выпускалась в баночках, в качестве основного красителя применялся кармин – вещество, получаемое из особого вида насекомых cocus cacti. «Карминный» означает «ярко-красный», однако в смеси с маслами и восками кармин давал столь интенсивного цвета, и для придания продукту яркости в состав добавляли оксид цинка.
В 30-х годах появились первые несмываемые красители. И пока французы и немцы представляли новинки на косметических форумах, в СССР были запущены в производство инновационные красители эозины и родамины. Они растворялись в касторовом масле при нагревании и длительном перемешивании и позволяли уже тогда получать стойкие помады, а также цвета-хамелеоны: желтые, розовые, синие в карандашах, при нанесении на губы они меняли свой цвет.
Первые помады были ярко-красными. Разнообразие заключалось только в том, что для брюнеток создавались сине-красные оттенки, а для блондинок оранжево-красные. Но в 40-х годах в моду вошли светлые губы, и производители стали добавлять в состав помад разбеливающие пигменты, например, двуокись титана. Цветовая палитра помад начала расширяться и вышла за пределы красной гаммы. 60-е годы принесли моду на бледные и почти белые губы. 70-е и 80-е – вывели на первый план перламутровый блеск. Чтобы получить перламутровые оттенки, в состав помады стали включать пасту из рыбьей чешуи, а затем перламутровые пигменты на базе слюды и двуокиси титана.
В 80-е годы в вопросы красоты вмешались медики с вопросом, а не вредна ли помада для здоровья. Оказалось, что как минимум небезопасна. Причем не только для губ, но и для полости рта, и внутренних органов. Жир губной помады впитывал из окружающей среды вредные вещества, которые затем попадали в полость рта и в желудок. На повестку дня встали вопросы безопасности и сертифицикации косметики. Первый законодательный акт, регулирующий состав декоративной косметики, приняли в США, потом подключились и страны ЕС. Европейские стандарты соблюдаются и в России. Губные помады последнего поколения абсолютно безвредны и даже полезны: они защищают нежную кожу губ от агрессии окружающей среды, а также, в зависимости от состава, питают или увлажняют кожу губ.
Таким образом, основной состав помады и схема ее создания сформировались. Однако требования рынка заставляют совершенствовать формулы и технологии, чтобы получить наиболее комфортную текстуру и новые эффекты, привлекающие потребителей. В 90-х годах на рынок были выведены жидкие помады и блески для губ. Эти категории пользуются высоким спросом у девушек младше 30 лет, ведь когда они делали свои первые шаги в макияже, блеск как раз был новинкой.
В 2005 году в магазинах впервые появились блески, увеличивающие объем губ. И речь вовсе не о визуальном эффекте. В состав такого блеска входят стимулирующие кожу губ компоненты. Они вызывают приток крови к губам, и образующийся микроотек придает им дополнительную пышность. Пока покупательницы с осторожностью пробуют новинку. Но кто знает – может быть, пройдет еще лет 50, и мы отнесем это революционное изобретение к недалекому, но все-таки прошлому декоративной косметики.

Ника Баришполец