PDA

Просмотр полной версии : Всё о гриме кабуки. Правила грима кумадори



denisgrim
05.11.2009, 21:30
С ужасом обнаружил, что на единственном русскоязычном форуме по гриму ни разу не упоминается слово "кабуки"! :cool:
Давайте вместе восполним этот пробел вместе, и набросаем сюда действительно полезных картинок и материалов.
В интернете немало материалов по теме грима кабуки, но мне так и не удалось найти правил, по которым создаётся грим персонажей. Тем не менее, кое-что удалось найти полезное....
http://pic.ipicture.ru/uploads/091105/jR93QSUwH7.jpg http://pic.ipicture.ru/uploads/091105/VTCWizqYvq.jpg
http://pic.ipicture.ru/uploads/091105/thumbs/3wt5XWW8Fw.jpg (http://ipicture.ru/Gallery/Viewfull/26249703.html)

Каждому амплуа в Кабуки соответствует определённый грим кумадори, который за минувшие века тоже превратился в настоящее искусство. Кумадори даёт ключ к сути персонажа, ибо накладывается не произвольно, а опять-таки по канону. Особенность мужского грима – нанесение на лицо цветных линий, каждая из которых имеет особый смысл. Например, красный цвет свидетельствует о храбрости, доброте и страстности натуры, а синий – о злобности и трусливости, иногда о сверхъестественном происхождении. Оннагата забеляют лицо и руки, после чего используют грим, мало отличающегося от обычного театрального, разве что по западным меркам несколько утрированный. В целом женские персонажи, несмотря на то что их играют мужчины, выглядят на сцене гораздо реалистичнее, чем мужские.

denisgrim
05.11.2009, 21:52
и еще информация

Как указывают источники, идея создания особого способа гримировки, позже названного кумадори, принадлежит актеру Итикава Дандзюро. Впервые он использовал его в 1673 году. Грим имел ошеломляющий успех и с тех пор стал неотъемлемой частью спектакля Кабуки.
Кумадори – это не просто грим: цвет, способ наложения полос весьма символичен и является главным составляющим звеном характеристики персонажа. При этом зачастую кумадори выявляет скрытые стороны характера героя. В кумадори носителем положительного начала является красный цвет. Им подчеркивается страстность, доблесть, справедливость. Синий цвет выявляет худшие стороны человека: злобу, безнравственность, подлость. Божественность, потусторонность символизируется черным, иногда алым цветом. В театр Кабуки, культивирующем всевозможные эффекты, можно увидеть даже загримированный язык или мгновенную смену грима прямо на сцене (в соответствии со сменой персонажа). По свидетельству Гундзи Масакацу – одного из исследователей Кабуки – актер Дандзюро Девятый “в сценах, где он должен изобразить гнев, напрягал да лице вены и широкими мазками наносил прямо на вздутые вены грим. При тусклом свете фонаря эти грубо нанесенные полосы грима двигались, словно живые, и производили на зрителя неизгладимое впечатление.” В Кабуки существует обычай делать отпечаток грима кумадори с лица актера на лист белой бумаги. Это называется “осигами”. Подобные отпечатки используются как настенные украшения; осигами знаменитых артистов хранятся в театральных музеях.
Помимо кумадори в Кабуки очень интересен грим актеров в амплуа оннагата (женские роли). Как и в Но, все роли здесь исполняются мужчинами. Мастерство передачи женского характера, голоса, пластики доведено актерами оннагата до столь высокой степени, что их считают более женственными, нежели сами женщины, образцом изящества и вкуса. Искусство оннагата называют “искусством правдоподобного воплощения стилизованной идеальной женщины”. Примечательно, что в тех редких случаях, когда до участия в спектакле Кабуки допускаются женщины-актрисы, они могут играть, лишь подражая оннагата – т.е. актеру-мужчине!

А вот Томо в "Fushigi Yuugi" интерпретирует цвета грима иначе - черный - преданность, синий - стратегия, золотой - гармония ("black: loyalty, blue: strategy, and gold: harmony; which is in keeping with traditional Chinese Opera make-up symbolism.") Правда это уже китайская опера. Надо заметить, что красные акценты делают его в таком случае не безнадежным злодеем.

Вот только как тогда быть с идентичными масками красного и синего цвета - синий демон плохой, а красный - хороший и пушистый?
Например -
http://static.diary.ru/userdir/6/1/1/4/611473/thumb/29464654.jpg (http://static.diary.ru/userdir/6/1/1/4/611473/29464654.jpg)http://static.diary.ru/userdir/6/1/1/4/611473/thumb/29464652.jpg (http://static.diary.ru/userdir/6/1/1/4/611473/29464652.jpg)

flapp
05.11.2009, 23:11
В Кабуки существует обычай делать отпечаток грима кумадори с лица актера на лист белой бумаги. Это называется “осигами”Я правильно понял, что в гриме Кабуки всегда используется краска на жировой основе?

Алабор
05.11.2009, 23:49
-СПАСИБО!
-Всем и БОЛЬШОЕ!
-Убедительная просьба: продолжайте тему традиционных масок...
- это актуально всегда...
-Денис, в очередной раз - СПАСИБО! я не знаю, как у Вас так получается, но ведь получается!!!

bee6
06.03.2010, 22:33
В продолжение о Кабуки....
А у меня есть лишний осигами (правда на шелке) кого-то из Итикава середины ХХ в. Если кому интересно - пишите.

Ula
04.05.2010, 15:55
... попалась на днях прекрасная подборка фотографий о театре кабуки, с текстом из книги Григория Чхартишвили.

Актёры-онногата - мужчины, традиционно исполняющие женские роли - были женственнее реальных женщин.

Обязательной основой их грима был толстый слой белил. В старину актёры использовали свинцовые белила, что приводило к отравлению организма, старению кожи и даже преждевременной смерти.

Но даже узнав о вредных свойствах свинцовых белил некоторые актёры-онногата от них не отказались - потому что именно эти белила придавали лицу ослепительно-сияющую белизну.

Вот истинный театр...

Ula
04.05.2010, 16:23
СТИЛЬ КАТХАКАЛИ

Катхакали - это яркое танцевальное представление богатого и плодородного южного штата Кералы, - наиболее красочная, искренняя и полная страстей форма танца в Индии. Представляя собой искусство неповторимой глубины и человеческого тепла, она включает в себя юмористические комментарии, не обходя ни один из аспектов жизни людей. Это далеко не просто драма. Даже когда танцор Катхакали один разыгрывает какую-нибудь сцену, его поэтическое искусство создает воображаемое пространство, обретающее реальные границы и простирающееся к самым отдаленным горизонтам эмоционального.


Персонажи драмы Катхакали делятся на три больших амплуа: саттвик, раджасик и тамасик.

Саттвик - блаrородные, героические, щедрые и утонченные. Их грим наносится на ярко-зеленую основу, которая на языке малаялам называется пачха. От челюстей до ушей проводится белая чутти. Она служит границей, четко очерчивающей лицо, на фоне которой сложный грим выделяется особенно ярко.

Губы красят блестящей розовой краской, на уголках рта рисуют два небольших круга. Глаза подводят четкими черными мазками от внутренней стороны глаза, возле носа, до линии волос. На лбу рисуют сложный религиозный знак наман.. У героев с пачхой (зеленый грим) - хорошая, изящная и аристократическая внешность. Среди них - Бхима и Индра.

На лице у Кришны тоже зеленый грим, но у него не такой большой головной убор - мути, с меньшим числом блесток, украшенный наверху полукругом из павлиньих перьев. У других персонажей с пачхой - многоцветные круглые головные уборы - кириды, они намного больше, чем мути, и ярко украшены зелеными, белыми и красноватыми блестками. У героев с зеленым гримом обычно белые юбки и красные кофты, а у Кришны - синяя. Актеры, играющие роль Шивы и Брахмы, наносят грим на бледно-оранжевую основу, пажуппу, в остальном * гриме, костюме и головном уборе - они похожи на персонажей с пачхой.

Раджасик - антигерой, вроде Раваны, Дурьодханы и Кичаки. Их грим называется каттхи. ЗеленыЙ цвет основы сохраняется, поскольку у героев с каттхи тоже есть некоторые положительные качества: великодуuиие, преданность, благородство и любовь. Однако зеленый фон перечеркнут ярко*красными линиями на лбу, на носу и на щеках, по которым их сразу можно определить.

Что, однако, тотчас же выделяет этих героев, так это две чуттuппо - белых шарика из мякоти растений, которые крепятся на лбу и на кончике носа. Эти же шарики есть и у очень злых и подлых "бородатых героев". Костюмами и головными уборами герой с каттхи напоминает персонажей с пачхой. Характер у него - высокомерный и агрессивный. Он не терпит соперничества и не упустит возможности похвастаться своими достоинствами и доблестью. Его легко рассердить, он не слушается голоса разума и резко отвечает на упреки. В присутствии своей возлюбленной, обычно появляющейся в его мечтах, герой с каттхи, дерзкий и высокомерный, становится сентиментальным и смиренным. Он нередко самый запоминающийся из действующих лиц и зачастую является любимцем публики. По желанию герои с каттхи обнажают пару клыков, дабы продемонстрировать свой гнев. Роли антигероев очень популярны, они служат проверкой драматического таланта актера. Танцор издает разные звуки, от милого, нежного воркования во время разговора с возлюбленной или при восхвалении ее до долгих и громких воплей и рева при встрече с врагом. Эти герои служат украшением вечернего представления.

Персонажи с чертами тамасик называются тхадu, что означает "бородатые". Они жестокие, злобные до мозга костей. Среди них особенно выделяется чаванду тхадu, или красная борода. Эти подлые, демонические роли олицетворяются такими действующими лицами, как Бакасура и Душасана. У них совершенно отличный от других грим. Белой чутти по челюстям и подбородку нет. Основной цвет грима- черный, он покрывает область глаз и большую часть лба, кроме обычных характерных красных знаков, очерченных белой линией. Этих героев легко узнать по огромным усам, заметным из-под сложного узора из бумаги, идущего по скулам до линии волос и под глазами. Нижняя часть лица выкрашена в красный цвет, на фоне которого резко выделяются черные губы. Актер часто показывает два белых клыка в уголках рта. Белые шарики на носу и на лбу на фоне черно-красного лица служат символом свирепости, причем они значительно больше, чем у героев с каттхи. Актеры, играющие тхади – обычно высокие, сильные мужчины с мощным телосложением, которые в состоянии удержать чрезвычайно тяжелый и массивный головной убор. Красно-бородый (чаванду тхади) - сильная, земная личность, он необразован и своим присутствием подавляет всех. У него надменная походка, и он постоянно сквернословит.

Кроме него в представлении участвуют чернобородные, или карутта тхади. Это примитивные, необузданные типы, олицетво*ряющие самые низкие из людских качеств. Они ди*кие, особенно в сравнении с более утонченными героями драмы. Их лица целиком выкрашены в черный цвет, с небольшим количеством красного и белого вокруг глаз и с ярко-красными губами. Чуттиппо у них на носу - не круглый шар, а напоминает, скорее, распустившийся цветок. Головной убор не плоский и круглый, а длинный и цилиндрический, черного цвета, раскрывающийся или расширяющийся кверху. Карутта тхади представлены катала, или охотником, и кирата, Шивой в костюме охотника. Еще один важный представитель тхади - Кали, злой персонаж, у которого тоже черная борода.

Короли-обезьяны Бали и Сугривы обладают определенными чертами животных, характерными для обезьяньего племени, и все же именно Хануман, божественная обезьяна из "Рамаяны", занимает совершенно особое место в сердце народа. Поэтому у него не похожие ни на какие другие головной убор, костюм и грим. Его борода и меховая кофта белого цвета, грим весьма красочен, особенно на щеках, на лбу и на носу. Основа грима - красная и черная, но сложный белый узор смягчает строгость этих красок, придавая ему в общем очень спокойный и нейтральный характер. Головной убор Ханумана состоит из куполообразной короны, ее плоское основание лежит на голове. Хануман - один из самых любимых героев драмы Катхакали, эту роль обычно поручают проникновенному и опытному исполнителю.

Кари - черные персонажи, основа их грима * черная, на них черные костюмы. Этот вешам (костюм) надевают ракшасы, или демонессы, вроде Пурпанакхи, злобной сестры Раваны. У нее также две огромные накладные груди, подчеркивающие ее уродливую внешность.

Кроме героев с основой грима пачхи, каттхи, тхади и кари есть еще более второстепенные персонажи типа мuнакку, которые олицетворяют женщин и мудрецов. Их цвет лица должен, по идее, быть естественным, но на самом деле основа грима у них блестящая, оранжево-желтая. Глаза и брови подкрашены естественным образом, их костюмы просты и реалистичны. У этих действующих лиц, будь то женщины или мудрецы, обычно сдержанная, полная достоинства, манера поведения. У мудрецов обязательна борода, волосы собраны в пучок, а одежды сшиты из изящной ткани. В отличие от более крупных героев пьесы персонажи минакку - довольно хрупкие люди, и это создает временами довольно забавные ситуации, которые актеры доводят до логического завершения, чтобы несколько снять напряжение.

Женские роли по традиции играют мужчины. Поэтому их костюмы тщательно выполнены таким образом, чтобы скрыть их принадлежность к мужскому полу. Актер преувеличенно подчеркивает женские черты в походке или манере держаться, особое внимание уделяется тому, чтобы каласамы исполнялись легко и изящно.

Перед выступлением танцор Катхакали закладывает в глаза маленькое семечко. Оно впитывает влагу и придает глазу красный оттенок. Это уравновешивает цветовое решение остального грима. В отличие от приверженцев других стилей танца, которые отождествляются с тем направлением, к которому они принадлежат, исполнители Катхакали приобретают индивидуальную известность как актеры, играющие определенные роли. Нередко случается так, что актер специализируется в исполнении роли какого-то одного персонажа, с которым он в итоге и отождествляется.

Ula
04.05.2010, 16:25
В театре Катхакали два певца и два барабанщика. Певцы к тому же играют на инструментах, которые служат для поддержания ритма и определенным образом управляют музыкальным сопровождением. У каждого из барабанов свое четко выраженное звучание. Маддалам – двухкорпусной барабан, похожий на мридангам, хотя и больше его. Исполнитель носит его на поясе, а во время игры сидит и держит инструмент низко на бедрах. Кончики пальцев правой руки ударника покрыты рисовым тестом, которое затвердевает, как гипс, что позволяет ему не только энергично ударять по мембране, не причиняя боли пальцам, но и, когда этого требует развитие сюжета, дотрагиваться до нее очень легким прикосновением. Другой барабан имеет цилиндрическую форму и называется ченда; на нем играют стоя. Он висит у барабанщика на плече, и музыкант играет на нем ладонью одной руки и тонкой палочкой в другой или же двумя палочками- по одной в каждой руке. В большинстве случаев он бьет по ченде с одной стороны.

Этот инструмент аккомпанирует только героям-мужчинам. Эдакка - барабан меньшего размера в форме песочных часов, играет, когда на сцене появляется женский персонаж. У него более мягкий тон, чем у мужской ченды, которая во время представления звучит громко и звучно. Главный из певцов держит ритм, ударяя короткой и толстой палкой по тяжелому металлическому гонгу - ченгала. Второй певец отбивает ритм парой тяжелых тарелок uлатталам. Стиль пения в Катхакали близок классической музыке Карнатака, но называется сопанам - стиль исполнения, соответствующий выразительному танцу.

Катхакали - абсолютный театр. Певцы поют текст, а актер передает его жестами, мимикой, движением и драматической игрой. Его разум, тело и сердце одновременно участвуют в раскрытии темы. Он взаимодействует с другими персонажами и выходит за рамки формального театра, жестами и мимикой создавая обстановку, в которой он желает предстать перед зрителями. Он "играет" реквизит, необходимый ему по роли. Он создает лес и идет через него. Он изображает свою возлюбленную и затем приближается к ней. Он раскрывает свой тайный план и затем осуществляет его. Зритель подвергается воздействию на двух уровнях: его вера в созданный актером мир борется в нем с преклонением - перед великим мастерством актерской игры.

Представление начинается после наступления темноты, барабаны выбивают причудливые ритмические узоры, созывая зрителей на спектакль. Вечер постепенно переходит в ночь, также постепенно на сцене появляются действующие лица. Время их не сковывает. Играют великолепные актеры, демонстрируя исключительную виртуозность. На протяжении этой волшебной ночи зрителей то погружают в сонливость, то держат в напряженном ожидании. Вершиной ночного представления становится сражение. Шум становится почти оглушительным. Публика с нетерпением ждет развязки. На сцене - бешеная активность, вихрь костюмов, высоко взнесенные мечи.

Это великий мир театра. Реальность приходит с рассветом.

http://www.kuchipudi.ru/kathakali_r.htm