PDA

Просмотр полной версии : Инновационные технологии в производстве театральных декораций.



Малинка
28.12.2010, 09:48
Инновационные технологии в производстве театральных декораций.


План:
1. Историческая тенденция в развитии театральных технологий.
2. Общая тенденция развития технологий в театральной сфере.
3. Производство, огнезащитная и другая обработки театральных подиумов и планшетов сцен.
4. Сэндвич-панели в производстве.
5. Зеркальный пластик как уникальная техническая разработка
6. Лазерная резка металла и др. материалов.
7. Современнейшая химия и клей на службе у театрального технолога.

1. С истоков зарождения театра, зарождалась и технология производства декораций, с адаптации существующих на то время технических приемов, улучшения, нахождении чего-то нового и своего и начался процесс развития театральных технологий. Бесспорно, технология производства не отделима от общего научно-технического прогресса, которым движется человечество.

2. Но, несмотря на новшества, в театре живут и работают все системы технического оснащения от «классических» до ультрасовременных, только в той или иной степени востребованности.

3. И, конечно же, как можно обойти одну из «святынь» для любого из театров, это планшет сцены.
Как правило, у большинства театров он разборный, частично или полностью, состоящий из съемных щитов, той или иной конфигурации, размеров и толщины. Всем известно о требованиях к планшету: и нагрузка не менее 400 кг/м<SUP>2</SUP>, и запас прочности = 1,4, и большие сосредоточенные нагрузки на отдельные участки.
Исходя из опыта проведенных работ по замене сценических планшетов различных по размерам сцен и техническим требованиям к ним, и тенденции увеличения веса декораций их перемещение по планшету, можно выделить один из главных вопросов: как и из чего сделать планшет, чтобы он отвечал всем требованиям как на сегодняшний день так и в будущей театрально-гастрольной жизни:
а). Нагрузочные характеристики;
б). Прочностные характеристики к истиранию, короблению, выщелушиванию, выминанию, вырыванию слоев, (гвозди, штопоры, ролики, скоб, мойка, уборка и т.д. )
в). Огнезащитная обработка,
г). Шумоизоляция игры актеров и трюма,
д). Долговечность,
г). Допустимый вес и габариты разборных элементов-щитов, люков .
Эти требования в большей мере можно отнести и к легкоразборным сценам-планшетам, станкам, настилам как элементам декораций так тренировочным площадкам с различными требованиями по характеру применения.

Для капитального ремонта-замены планшета нами разработано и опробовано несколько типов сложно-составных, или комбинированных щитов, в которых улучшены такие характеристики как:
1. распределение динамических и статических нагрузок на щит
2. увеличение мах допустимых нагрузок при той же толщине настила, щита.
3. дополнительная устойчивость к механическому износу, выкрашиванию,
4. увеличение шумопоглощения.
5. эстетические характеристики, возможность применения благородных пород дерева, паркета в драмтеатрах, двухстороннее использование.
6. в некоторых вариантах существенное. Уменьшение удельного веса щита, пожаростойкость, влагостойкость.
(пример. Стеклопластиковый сэндвич, сп. Ромео и Джульетта Московская Оперетта.)

Примеры настилов:
1. Радиальные бруски по длине сверху и снизу, а в средине фанера,
2. Радиальные бруски по длине сверху и снизу, а в средине продольные бруски.
3. Радиальные бруски по длине сверху, середина – фанера, а снизу продольные бруски. Имеет смысл в основном для люков, щитов на прямоугольных станках, настилах.
4. Фанера с двух сторон, внутри клееный радиальный брус,
5. Радиальный брус по длине собранный на фанерной шпонке, и обрамленный по периметру ей же.
6. Фанера и прессованный картон,
7. стеклопластиковый сэндвич с огнестойким пенопластом как фермой внутри.
8. Легкие, мобильные настилы из фанеры, или пластика и вспененного полиуретана, полистирола.

В наше время, когда репертуар театров различен по срокам и видам эксплуатации, наметилась явная тенденция развития антрепризных театров, основанных на западных технологиях «Бродвейского» проката и гастролей, в отличии от «классических»репертуарных театров, имеет место применение технологий закладывание временного расчета на эксплуатацию, сроки и условия хранения тех или иных спектаклей, что неизбежно приводит к пересмотру материалов используемых в производстве декорационного оформления спектаклей, с позиции целесообразного расходования финансовых средств, без ухудшения художественной ценности.

5.Описание использования зеркальной пленки с эффектом усадки
Серебряная зеркальная пленка с эффектом усадки представляет собой металлизированный слоистый пластик. В процессе производства, пока материал остается горячим, он подвергается растяжке линейно и по структуре. Такая ориентация создает напряжение. При повторном подведении тепла, материал «разблокируется» и возвращается в начальное состояние.
Для того, чтобы сделать зеркало, к материалу, крепко закрепленному по четырем сторонам, подводят тепло, и он дает усадку. Этот эффект образует легкую самозатухающую не дающую искажений зеркальную поверхность. Процесс прост и легок для освоения.

· Подготовка рамы
file:///D:/Downloads/Vozrozdenie2.files/image001.gifПоскольку процесс усадки сопровождается сильным давлением, требуется использование крепкой рамы. Для этого применяются металлические трубы квадратного сечения, угловое железо или древесина. Если используется древесина, то минимальный допустимый размер бруса 5х5 см.
Зеркальную пленку важно приподнять снаружи над брусом или перекладиной на 6 мм (см. рис.1). Благодаря этому рама не будет проступать на поверхности зеркала после усадки.
Брусья не должны быть расположены на расстоянии более чем 90 см друг от друга. Для обеспечения крепости рамы все стыки должны быть сварены, склеены или скреплены винтами.

· Монтаж пленки
file:///D:/Downloads/Vozrozdenie2.files/image002.gifЗеркальная пленка устанавливается на раме аналогично тому, как это делается с муслином. Начиная от центра, материал натягивается с противоположных сторон. Очень важно при приближении к углам рамы устранять все складки. Далее пленка прикрепляется к плоскости рамы высококачественным скотчем (для предохранения пленки от разрыва при усадке), после чего через каждые 10см закрепляется скобами. Внимательно следите за тем, чтобы на углах не образовывались складки, и они были хорошо закреплены скобами. В результате получается не дающее искажений зеркало (см. рис.2).
Для прикрепления пленки к металлической раме используется двусторонний полиуретановый скотч. Процесс натягивания аналогичен использованию деревянной рамы.

· Нагрев и усадка
Для освоения техники усадки необходим некоторый опыт работы. Нагрев материала может производиться промышленным феном или нагреваемой поверхностью термовакуумной машины, при этом фен для волос, утюг или электрическая лампа для этой цели не годятся. Усадка пленки происходит при температуре 200°С. Нагрев следует начинать от центра зеркальной поверхности (можно также нагревать и с обратной стороны). Далее нагрев вести по принципу увеличения диаметра окружности, расправляя складки по направлению к краям и углам. При применении нескольких нагревательных ламп, материал нужно медленно продвигать через лампы, разгоняя складки к концу рамы. Время от времени, материал следует извлекать из-под нагрева и давать ему остыть. Если складки появляются в секциях, которые уже подвергнуты усадке, нагрейте их заново и повторите процесс. Следите за тем, чтобы Ваши руки не оставались долго в пределах источника нагрева. Большинство источников должно находиться на расстоянии около 12 см от пленки.

· Предостережение
Следует проявлять осторожность и не допускать перегрева пластика. При достижении точки плавления материала будет ощущаться легкий запах. Если это случилось, немедленно удалите источник нагрева, в противном случае на поверхности останется пятно или следы плавления. Прежде чем работать с большими площадями, мы рекомендуем попрактиковаться на небольших по площади зеркалах, чтобы освоить процесс усадки.

· Рекомендации по чистке
Чистите осторожно, используя только чистую мягкую ткань, смоченную Windex или другими спиртосодержащими чистящими средствами для стекол. Промойте водой.
Применение как альтернативы принципа натяжных потолков, для создания различных спецэффектов как зеркала, так и элементов декорации, рисунков, картин.


7. Современнейшая химия и клей на службе у театрального технолога

В наше время химия достигла такого уровня, что ее детища ломают традиционное представление о технологическом процессе.
Все что раньше можно было только приварить различными сварками, прикрутить саморезами или прибить гвоздями, прикрепить заклепками или еще чем. Либо, теперь можно приклеить на всевозможные по составу и типу акрилатные скотчи, двухстороннего действия, эпоксидные клеи, клеящие металл к металлу, дерево к металлу, фанеру, пластики, оргстекло, полиэтиленовые пленки различной толщины, в различных сочетаниях.
Я уже умалчиваю о секундных клеях, и о клее типа «Жидкие гвозди», простота и удобство применения которых иногда поражают своей технологичностью и простотой сборки, порой не требующего большого числа квалифицированных рабочих и специального оборудования.
Конечно, выбор той или иной технологии приклеивания требует определенного багажа знаний, но доступен по уровню сложности, для любого уровня технической осведомленности художника-технолога.

Что предвещает и дальнейшее развитие этого направления, как в производстве декорационного оформления, так и в его текущем ремонте и эксплуатации в театральной деятельности.


Авторство и источник неизвестны :(</O:p>